Аудио календарь русской культуры

Факты, версии, истории в русской культуре

А.Турищев. Как Как появилась песня-марш "Врагу не сдаётся наш гордый Варяг"
Турне футбольной команды Динамо(Москва) по Великобритании
ТОП-50 советских и российских актеров по количеству сыгранных ролей
Анофриев - Даль. «Есть только миг»
И.А.ШАТРОВ. Вальс «НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ»
Аэропорты названные в честь выдающихся людей России
Картина Т.Н.Яблонской «Утро»
К 100-летию Мухи-Цокотухи
Картина В.М.Васнецова "Богатыри"
Анна Тимирева и советский кинематограф
Самые дорогие картины русских художников
Картина Василия Пукирева «Неравный брак»

А.Турищев. Как появилась песня-марш "Врагу не сдаётся наш гордый Варяг"

поделиться  
В январе 1904 года в бухте Чемульпо разыгралось кровавое морское сражение. Японская эскадра попыталась блокировать наши суда в заливе, но русские матросы не побоялись врага. Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли драться вдвоём против 14 японских кораблей. На полыхающем судне моряки сражались до последнего снаряда и, не желая сдаваться в плен, крейсер затопили, а канонерскую лодку взорвали.
Восхищённый подвигом наших матросов австрийский поэт Рудольф Грейнц написал про эту битву стихотворение и отправил его в мюнхенскую газету. Произведение стало невероятно популярным в Европе и вскоре стихи Грейнца перевели на русский язык. Тогда же Николаем II был объявлен конкурс на лучший марш в честь сражения у Чемульпо. Свои произведения представили десятки композиторов, однако в творческом состязании победил 16-летний капельмейстер Астраханского гренадерского полка Алексей Турищев.

Сам он об этом вспоминал так: "Ко мне обратился командир и сказал: Алёша, недавно объявили конкурс на марш Варяга, попробуй написать композицию, я в тебя верю". В ту же ночь и родилась легендарная мелодия! Выживших героев "Варяга" и "Корейца" Алексей Турищев встречал лично, дирижируя оркестром на Курском вокзале.
Музыкальное произведение стало невероятно популярным в России и уже давно превратилось в неофициальный гимн отечественного флота. Правда, за последующие годы песня претерпела некоторые изменения. Например, в годы Первой Мировой войны вырезали куплет про японцев, поскольку к тому моменту самураи были уже союзниками. Сегодня этот отрывок не исполняют в силу политкорректности и толерантности (есть фраза "желтолицые черти").
Ну а что касается композитора Алексея Турищева, то впоследствии он получил назначение в Изборский пехотный полк, прошёл Первую Мировую и затем работал директором музыкальной школы №1 в Пензе вплоть до 1957 года. К тому времени лишь единицы знали о том, что именно Турищев и придумал эпохальный марш.
Скончался Алексей Сергеевич в возрасте 73-х лет, в 1962 году.

Турне футбольной команды Динамо(Москва) по Великобритании

поделиться  
13 ноября 1945 года состоялся первый матч знаменитого турне московского «Динамо» по Великобритании, в ходе которого футболисты этой команды провели четыре игры с британскими командами.

Ассоциация футбола Англии через посольство в СССР пригласила для участия в турне Чемпиона страны. Этот титул в упорной борьбе с ЦДКА завоевало московское «Динамо». Подготовку к турне команда под руководством Михаила Якушина проводила в подмосковных Мытищах в сложных погодных условиях, поэтому футболисты между тренировками сами очищали поле от снега. «Динамо», кстати, перед турне усилилось футболистами ЦДКА Всеволодом Бобровым и ленинградского «Динамо» Евгением Архангельским и Борисом Орешкиным. Боброва Якушин в команде видеть не хотел, поскольку считал, что он не отрабатывает в обороне, однако позже он поменял свое мнение, одной из причин чего стала травма ведущего игрока «Динамо» Василия Трофимова.

В Великобритании приезд советской команды вызвал огромный ажиотаж среди местных любителей футбола. Сроки же визита гостей постоянно срывались. Так, первый матч с «Челси» должен был состояться 31 октября, потом его перенесли на 7 ноября, но и тогда он не состоялся и был перенесен почти на неделю.

Журналисты местных изданий писали, в частности: «Советские футболисты приедут не для того, чтобы встречаться с английскими командами, их главная цель — научиться хорошо играть в футбол, чтобы лучше подготовиться к назначенному на весну следующего года матчу сборных СССР и Англии». Кто-то из журналистов выдвинул предположение, что советская сборная приедет не весной 1946 года, а через несколько дней. Скорее всего, ему попался на глаза октябрьский номер издававшейся в СССР газеты «Московские новости» с кратким отчетом о финале Кубка страны, где был опубликован только состав победителей — ЦДКА. Позже, когда в лондонских газетах стали появляться фамилии динамовцев, он обнаружил среди них армейского форварда Боброва, сделав вывод, что едет не «Динамо», а сборная, и поделился своими соображениями с читателями. Через несколько дней «Миррор» объяснил причину задержки: «Прибытие советских футболистов откладывается в связи с тем, что их не отпускают с работы на заводах, поскольку некоторых из них невозможно заменить».

4 ноября, после приема в Кремле, где от имени правительства напутственную речь произнес Климент Ворошилов, два небольших самолета «Дуглас» с советскими футболистами на борту взяли курс на Берлин и после короткой остановки там вылетели в Лондон.

Однако приезд советской делегации стал возможен только после выполнения английской стороны ряда условий. Например, советская сторона требовала разрешить замены по ходу матча, играть без номеров на майках, кроме того, на одну из встреч предлагалось назначить советского арбитра Николая Латышева.

Пункт о финансовых условиях был единственным пунктом, принятым без обсуждений. В соответствии с ним, общая выручка от продажи билетов за вычетом арендной платы и налогов делилась между участниками поровну. Доля СССР передавалась футбольной ассоциации Англии. Она изымала из этой суммы расходы, связанные с турне, остаток шёл в благотворительный фонд на восстановление Сталинграда. Туда же передавали деньги и британцы.

При прилете динамовцев осаждала английская пресса, что вызвало у них замешательство, поскольку до этого дня футболисты никогда не давали интервью.
Разместить делегацию планировалось в казармах королевской гвардии. Однако после ознакомления с условиями тренер Михаил Якушин отказался от этой идеи. В итоге сначала команда жила в разных отелях, но ближе к началу игр воссоединилась в отеле «Империал». Узнав о проблемах с размещением, более 300 англичан сообщили в посольство СССР, что готовы разместить у себя футболистов. Питание же спортсменов было организовано исключительно в советской дипломатической миссии.

Первая игра состоялась на «Стэмфорд Бридж» в Лондоне. «Динамо» и «Челси» сыграли вничью 3:3, голы в советской команде забили Василий Карцев, Всеволод Бобров и Евгений Архангельский. Затем в Кардиффе советские футболисты со счетом 10:1 обыграли местную команду – четыре гола забил Константин Бесков, по три – Всеволод Бобров и Евгений Архангельский. Главным матчем была, пожалуй, встреча с «Арсеналом», которую обслуживал советский арбитр Николай Латышев. «Динамо» благодаря двум голам Боброва, мячам Бескова и Сергея Соловьева выиграла 4:3. В Глазго же матч с местным «Рейнджерс» завершился со счетом 2:2, годы в нашей команде забил Карцев. Голкипером «Динамо» во всех матчах был легендарный Алексей Хомич.

По итогам турне было признано, что советские клубы могут на равных бороться со своими зарубежными соперниками, поэтому в 1946 году власти СССР дали разрешение футбольной федерации на вступление в ФИФА. Многие нововведения, увиденные в Англии, появились и в организационной части проведения внутреннего первенства СССР. Так, начиная с сезона 1946 года, на футболках игроков появились номера, а каждый проведённый матч стал сопровождаться протоколом, в котором отмечались составы играющих команд, хронология замен, удаления, а также авторы забитых мячей.

ТОП-50 советских и российских актеров по количеству сыгранных ролей на 2023 год

поделиться  
50

Сидихин Евгений Владимирович

ролей - 133, озвучиваний - , режиссерских работ -
49

Соколова Любовь Сергеевна

ролей - 134, озвучиваний - , режиссерских работ -
48

Ильин Владимир Адольфович

ролей - 134, озвучиваний - , режиссерских работ -
47

Кузнецов Юрий Александрович

ролей - 134, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
46

Виторган Эммануил Гедеонович

ролей - 135, озвучиваний - 3, режиссерских работ -
45

Жигалов Михаил Васильевич

ролей - 136, озвучиваний - , режиссерских работ -
44

Котенёв Анатолий Владимирович

ролей - 136, озвучиваний - , режиссерских работ -
43

Удовиченко Лариса Ивановна

ролей - 136, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
42

Уральский Виктор Владимирович

ролей - 138, озвучиваний - , режиссерских работ -
41

Винник Павел Борисович

ролей - 138, озвучиваний - , режиссерских работ -
40

Гринько Николай Григорьевич

ролей - 139, озвучиваний - , режиссерских работ -
39

Дмитриева Евгения Олеговна

ролей - 140, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
38

Васильева Екатерина Сергеевна

ролей - 143, озвучиваний - 3, режиссерских работ -
37

Гафт Валентин Иосифович

ролей - 143, озвучиваний - 5, режиссерских работ -
36

Ананьина Валентина Георгиевна

ролей - 145, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
35

Волкова Ольга Владимировна

ролей - 146, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
34

Серебряков Алексей Валерьевич

ролей - 147, озвучиваний - 2, режиссерских работ -
33

Захарченко Вадим Викторович

ролей - 147, озвучиваний - 5, режиссерских работ -
32

Глузский Михаил Андреевич

ролей - 148, озвучиваний - 8, режиссерских работ -
31

Тютин Александр Викторович

ролей - 149, озвучиваний - 3, режиссерских работ -
30

Куценко "Гоша" Юрий Георгиевич

ролей - 149, озвучиваний - 4, режиссерских работ - 3
29

Мерзликин Андрей Ильич

ролей - 150, озвучиваний - 3, режиссерских работ -
28

Польских Галина Александровна

ролей - 153, озвучиваний - , режиссерских работ -
27

Смоляков Андрей Игоревич

ролей - 153, озвучиваний - , режиссерских работ -
26

Баширов Александр Николаевич

ролей - 153, озвучиваний - 3, режиссерских работ - 6
25

Гармаш Сергей Леонидович

ролей - 153, озвучиваний - 15, режиссерских работ -
24

Носик Владимир Бенедиктович

ролей - 155, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
23

Булгакова Майя Григорьевна

ролей - 156, озвучиваний - , режиссерских работ -
22

Стеклов Владимир Александрович

ролей - 156, озвучиваний - , режиссерских работ -
21

Стержаков Владимир Александрович

ролей - 161, озвучиваний - , режиссерских работ -
20

Русланова Нина Ивановна

ролей - 163, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
19

Ефремов Михаил Олегович

ролей - 163, озвучиваний - 5, режиссерских работ -
18

Куравлев Леонид Вячеславович

ролей - 164, озвучиваний - , режиссерских работ -
17

Лебедев Александр Иванович

ролей - 164, озвучиваний - , режиссерских работ -
16

Павлов Виктор Павлович

ролей - 166, озвучиваний - , режиссерских работ -
15

Ваха Артур Викторович

ролей - 167, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
14

Пашутин Александр Сергеевич

ролей - 169, озвучиваний - 3, режиссерских работ -
13

Розанова Ирина Юрьевна

ролей - 170, озвучиваний - , режиссерских работ -
12

Дуров Лев Константинович

ролей - 177, озвучиваний - 5, режиссерских работ -
11

Рязанова Раиса Ивановна

ролей - 184, озвучиваний - , режиссерских работ -
10

Мадянов Роман Сергеевич

ролей - 186, озвучиваний - , режиссерских работ -
9

Агапов Иван Валерьевич

ролей - 188, озвучиваний - , режиссерских работ -
8

Цапник Ян Юрьевич

ролей - 188, озвучиваний - 1, режиссерских работ -
7

Баринов Валерий Александрович

ролей - 191, озвучиваний - 2, режиссерских работ -
6

Андреев Вадим Юрьевич

ролей - 193, озвучиваний - 3, режиссерских работ -
5

Щербаков Борис Васильевич

ролей - 203, озвучиваний - 1, режиссерских работ - 2
4

Никоненко Сергей Петрович

ролей - 210, озвучиваний - 1, режиссерских работ - 17
3

Ясулович Игорь Николаевич

ролей - 226, озвучиваний - 21, режиссерских работ - 4
2

Назаров Юрий Владимирович

ролей - 230, озвучиваний - 2, режиссерских работ -
1

Джигарханян Армен Борисович

ролей - 263, озвучиваний - 20, режиссерских работ - 1
По данным ruskino.ru на 2023 год

Анофриев - Даль. «Есть только миг»

поделиться  
В 2023 году исполняется 50 лет с выхода на экраны отечественных кинотеатров фильма «Земля Санникова». В основу киноленты был положен фантастический роман учёного географа и писателя Владимира Обручева под названием «Земля Санникова», который был впервые опубликован в середине двадцатых годов. Приключенческая кинокартина пользовалась колоссальным успехом у советских зрителей. Только за первый год проката ее посмотрели более сорока миллионов человек.

К написанию сценария руководство «Мосфильма» поначалу привлекло молодого драматурга Владислава Федосеева, а для съёмок фильма двух кинорежиссёров: более опытного Альберта Мкртчана и начинающего Леонида Попова. Мкртчану киносценарий Федосеева совсем не понравился и потому Альберт Саркисович упросил режиссёра Московского театра сатиры Марка Захарова переделать его на своё усмотрение. В результате творческой переработки от истории, изложенной в произведении Обручева, осталась лишь идея о поиске неведомой таинственной земли.
После того, как сценарий был готов, тандем режиссёров занялся подбором творческого состава фильма. Так, музыкальное оформление киноленты они попросили сделать Александра Зацепина, однако композитор не согласился. Его отказ мотивировался тем, что роль Крестовского была предложена Владимиру Высоцкому, который и сам мог написать песни для фильма. Впрочем, и здесь не всё получилось так, как задумали режиссёры. Популярный бард вскоре в очередной раз попал в опалу, а потому его кандидатуру на Мосфильме не утвердили и роль отдали актёру Олегу Далю. Такие перестановки вернули композитора Зацепина к работе над фильмом, к которому он, по решению режиссёров, должен был написать две песни.

Взявшись за работу, Александр Сергеевич стал предлагать постановщикам картины одну мелодию за другой, однако восторженных отзывов от них не услышал. Режиссёры посчитали представленные композитором наработки не достаточно эффектными для своего фильма. Вот тогда Зацепин вспомнил о мелодии, сочинённой им для оперетты «Золотые ключи». Данный музыкальный спектакль сразу после премьеры получил негативную оценку, которую отразили в разгромной статье газеты «Правда», а затем и вовсе сняли с репертуара. Оперетта бесследно исчезла, а вот красивый мотив из неё вновь пришёл на память композитору.

После того, как продемонстрированная композитором проникновенная мелодия понравилась Мкртчяну и Попову, текст для неё попросили написать поэта Леонида Дербенёва. В результате родилась песня «Есть только миг», ставшая основной музыкальной темой кинофильма «Земля Санникова» и всенародно любимым шлягером.

Данную композицию в киноленте должен был исполнять герой, чью роль играл Олег Даль. Всё было бы прекрасно, однако на съёмочной площадке постоянно между артистами и режиссёрами возникали конфликты, из-за чего Олег Иванович в знак протеста частенько приходил на съёмку фильма навеселе. В таком же состоянии он явился в студию на запись песни «Есть только миг». Соответственно композиция получилась не очень качественной: голос артиста был хрипловатым и не всегда совпадал с музыкальным сопровождением. Все эти погрешности при приёмке картины заметили руководители Мосфильма и велели незамедлительно перезаписать песню, а поскольку Даль в тот период из-за плохого самочувствия работать не мог, то пришлось срочно подыскивать другого исполнителя.

Поначалу режиссёры обратились к актёру Валерию Золотухину, однако пробы оказались не удачными - Валерию не удавалось попасть точно в движение губ артиста в уже отснятом материале. Затем с данной просьбой обратились к Олегу Анофриеву. Запись провели в квартире Анофриева, и ему удалось достаточно точно попасть в артикуляцию, а там, где это было невозможно, видеоряд немного изменили. Песня замечательно записалась с первого дубля и в таком виде вошла в кинофильм, завоевав большую любовь советских людей.
Вариант аудиозаписи с голосом Олега Даля также сохранился.

И.А.ШАТРОВ. Вальс «НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ»

поделиться  
«На сопках Маньчжурии» (первоначально: «Мокшанскій полкъ на сопкахъ Маньчжуріи») — русский вальс начала XX века, посвящённый погибшим в русско-японской войне воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка. Автор — военный капельмейстер полка Илья Алексеевич ШАТРОВ (1879 - 1952).

В феврале 1905 г. 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Пётр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперёд!..»
Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повёл оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.
В ходе боя погиб командир полка, от 4-х тыс. полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены Георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных Серебряных труб.
После окончания Русско-Японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам.
В мае 1906 г. Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст.
Летом Илья Шатров создал первую версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Шатров посвятил вальс своим погибшим друзьям.
С 18 сентября 1906 г. Мокшанский полк был передислоцирован в Самару. Здесь Шатров познакомился и подружился с педагогом, композитором и нотоиздателем Оскаром Филипповичем Кнаубом, который оказал начинающему композитору серьёзную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании.

После революции Илья Алексеевич вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны до 1935 года служил в Павлограде. C 1935 по 1938 год руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 году был уволен в запас по возрасту и остался работать в Тамбове. Здесь, в 1941—1943 годах работал сначала секретарём, а затем заместителем директора по хозяйственной части в областной библиотеке им. А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году вновь вернулся в армию: служил капельмейстером дивизии. Войну закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды.
После войны руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа).
Ушёл в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где заведовал музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Скончался в Тамбове 2 мая 1952 года. Похоронен на Воздвиженском кладбище в Тамбове. Над могилой — плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса „На сопках Маньчжурии“».

Аэропорты названные в честь выдающихся людей России
(интерактивная карта)

поделиться  
Указом Президента №198 от 27 марта 2023г. аэропорту города Надым в Ямало-Ненецком автономном округе присвоено имя Виктора Черномырдина.

В 2018 году в России прошел конкурс «Великие имена России», в ходе которого россияне проголосовали за имена известных личностей — претендентов на названия российских аэропортов. По его итогам 31 мая 2019 года был опубликован указ президента о присвоении 44 аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги пред Отечеством.

Несколько международных аэропортов России и ранее носили имена известных исторических деятелей. В 2010 году международному аэропорту Барнаула присвоили имя Германа Титова, в 2011 году международному аэропорту Оренбурга (Центральный) — имя Юрия Гагарина. В 2012 году международному аэропорту Магас дали имя Суламбека Осканова, а международному аэропорту Кемерово — Алексея Леонова. В 2017 году международный аэропорт Ростова-на-Дону официально назвали в честь казачьего атамана Матвея Платова. Годом позже международному аэропорту в Саратовской области дали наименование «Гагарин», а международному аэропорту города Новокузнецка присвоили имя Бориса Волынова. Также в честь исторической личности назван международный аэропорт Махачкала (Уйташ) — он носит имя Амет-Хана Султана.

Тенденция называть российские аэропорты именами известных людей продолжилась и после 2019 года. В 2021 году указами президента международному аэропорту Ульяновск (Баратаевка) присвоено имя Николая Карамзина, а курскому международному аэропорту — имя Михаила Гуревича.

Всего на данный момент аэропорты страны названы именами 54 знаменитых людей России. В том числе:
  • Военных и космонавтов - 16
  • Ученых, изобретателей, исследователей - 15
  • Писателей и поэтов - 12
  • Государственных и общественных деятелей - 11
  • Артистов - 2
  • Художников - 2

Картина Т.Н.Яблонской «Утро»

поделиться  
На картине, написанной Татьяной Ниловной Яблонской в 1954 году, мы видим тёплое весенне утро, просторную комнату с открытым настежь балконом и девочку, выполняющую гимнастические упражнения. Картина просто пронизана светом и радостью от начала нового дня. Но кто же эта девочка и как сложилась её судьба?

Девочка на картине — дочь художницы Татьяны Яблонской, 13-летняя Лена. Мама изобразила её на холсте майским утром 1954 года. Действие происходит в киевской квартире на улице Большой Василькой в доме 46, где и жила семья в то время.

На картине комната кажется очень светлой и огромной, но на самом деле — это коммунальная квартира, в которой у Яблонских было две комнаты. В своих воспоминаниях Лена рассказывала:
«Жили мы небогато, даже подружек в гости стеснялись приводить. Хоть мамины картины и печатали в учебниках вместе с шедеврами Шишкина и Репина, ни денег, ни какой-то всенародной славы это не приносило. И уж конечно, никакие горы писем мне никогда не приходили. Мои одноклассники даже не подозревали, что я дочь той самой Яблонской, потому что я носила фамилию отца — Отрощенко и никому не хвасталась своим родством»

Картина «Утро» была очень популярна в то время. Считалось, что она олицетворяла ранний период хрущёвской оттепели, когда только умер Сталин и люди ожидают новой жизни, перехода «от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии».

Картина массово печаталась на почтовых открытках, однажды её репродукцию напечатал журнал «Огонек». Там её увидел мальчик из Казахстана Арсен Бейсембинов. Он сразу влюбился в стройную девочку и повесил её портрет себе на стену. Закончив школу, Арсен поехал в Москву и поступил в Строгановской училище, где познакомился с юной студенткой Еленой Отрощенко.
Между молодыми людьми завязался роман, а на каникулах Арсен пригласил Елену в гости в Алма-Ату. На стене в его комнате девушка увидела репродукцию «Утра» и призналась, что именно она и является прототипом героини знаменитой картины.
Таким образом картина оказалась судьбоносной, и Арсен в итоге женился на девочке, в которую был влюблен с самого детства!

Супруги прожили в браке почти 40 лет, до самой смерти Арсена в 2000 году. Елена хотела переехать в Киев, но всё-таки осталась в Алма-Ате. Сейчас она занимается творчеством. Сын Елены и Арсена стал художником и уехал в США.

К 100-летию Мухи-Цокотухи

поделиться  
В 2023 году, а точнее 29 августа, исполняется ровно сто лет Мухе-Цокотухе — персонажу одноименной сказки в стихах Корнея Ивановича Чуковского.

Внешность героини подробно не описывается - из текста известно лишь то, что у мухи «позолоченное брюхо». Но этого сказочного персонажа отличает веселый открытый, дружелюбный характер («Цокотуха» — жаргонное слово, обозначает болтушку, тараторку, чересчур разговорчивую даму), Цокотухе сказочно повезло, в свои именины она нашла в поле денежку. Купив самовар, Цокотуха сразу зовет в гости знакомых, не скупясь на угощения - крендельки и молоко. Но приглашение всех подряд без разбора, как всегда приводит к неприятностям - среди гостей оказывается старичок-Паучок, который нападает на хозяйку. На счастье героини появляется Комарик, который не задумываясь срубает сабелькой паучью голову. Освободив хозяйку дома, Комар просит героиню стать его женой. Герои продолжают веселый пир…

Сам автор считал сказочное произведение своим самым своим удачным и мелодичным трудом. История сказки прекрасный пример того, как мастер по вдохновению создает шедевр за кратчайшее время. Сказку о Мухе-Цокотухе Корней Чуковский написал за один день. По воспоминаниям автора, идея родилась задолго до этого дня, но никак не желала облачаться в осязаемую форму. Но однажды вдохновение неожиданно озарило автора, и строки сказки начали складываться. У писателя даже не нашлось под рукой бумаги — пришлось записывать рифмованные строчки прямо на куске обоев, которые Чуковский содрал со стены.
Но судьбе сказки не позавидуешь. После презентации поэмы на нее обрушился шквал негодования критиков. Жестокие идеологические нападки касались почти каждой строчки «буржуазного» произведения — автора обвинили в мещанстве, прославлении купеческого быта. Корнея Ивановича подозревали в симпатии к кулакам, которые накапливают богатства и праздно коротают свои дни, особенно возмущала строчка: «А жуки рогатые, мужики богатые…»
В 1924 году вышло первое издание под названием «Мухина сказка», картинки для которого создал художник Владимир Конашевич. И даже в них узрели подвох, посчитав их не слишком «целомудренными».
К сожалению, первая мультипликационная экранизация «Мухи-Цокотухи» не дошла до современного юного зрителя. Мультфильм по мотивам сказки Корнея Чуковского создал Владимир Сутеев в 1941 году, но в военной разрухе он затерялся. Спустя 19 лет, в 1960 году, этот режиссер вместе с коллегой Борисом Дежкиным повторил работу — на экраны вышел красивый цветной фильм, в котором, кроме предисловия, не звучит больше ни единого слова.
Очередной рисованный фильм для детей «Муха-Цокотуха» появился в 1976 году с легкой руки режиссера и сценариста Бориса Степанцева. На этом кинокарьера сказочного персонажа закончилась.
С 1992 года Муха Цокотуха стала реальным персонажем. Энтомолог Андрей Озеров назвал в честь нашей героини новый род и вид мух из отряда Diptera — Mucha tzokotucha.

Картина В.М.Васнецова "Богатыри"

поделиться  
23 апреля 2023 года исполнилось 125 лет с окончания написания картины В.М.Васнецова "Богатыри" (1881-1898).

Основная тема эпического полотна Виктора Васнецова – богатыри-воины, стоящие на защите рубежей родины. С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины, художник, по его словам, не переставал думать о произведении, считая его исполнение своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

В соответствии с основной темой он строит композицию картины, размещая на большом полотне три крупные фигуры фронтально, что создает впечатление силы и величественности. Персонажи приближены к переднему плану и благодаря точке зрения снизу воспринимаются стоящими на пьедестале. Остроконечные шлемы на головах будто подпирают небо. Плотные массы темно-зеленых холмов с густым темным лесом придвинуты к витязям. Композиция тем самым уплощается, стилистически приближаясь к настенной росписи.
Широкая распевная манера былинного эпоса помогла художнику при создании характерных черт персонажей картины и пейзажа.

В центре – Илья Муромец, он прост и могуч. Согласно былинам, он крестьянский сын, родом из села Карачарова близ Мурома. В правой руке у него булава – не только оружие, но и символ великой силы и власти, а в левой – покоящееся до поры до времени копье, эмблема войны. В Илье Муромце чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Неразрывно слитый с могучим вороным конем, он – глава богатырской заставы, его фигура, расположенная в центре композиции, организует всю группу.

По левую руку от Ильи Муромца – самый младший витязь, «напуском смелый» – Алёша Попович. Он ловок и находчив, готов для достижения цели пойти на любые хитрости. Молодой красавец, полный отваги, Алёша – большой выдумщик, певец и гусляр, «женский пересмешник». В руках у него лук, а сбоку к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь, Добрыня Никитич, представителен и величав. Былины причисляют его к дружинникам киевского князя Владимира. В осанке Добрыни чувствуется сознание собственного достоинства, тонкие черты лица выражают «вежество», то есть знания, а также вдумчивость и предусмотрительность. В картине только на нем золотой крест, который напоминает о родственной связи с Добрыней летописным, воеводой князя Владимира. Богатыри Васнецова «историчны», но живут в эпическом времени, они стали воплощением самой идеи богатырства.

Пейзаж написан широкой кистью. Редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. Плавные очертания холмов с густым темным лесом на заднем плане вторят силуэтам богатырей. Высокая трава и контуры маленьких елочек и сосенок на первом плане как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. Таким образом, природа приобретает эпически монументальный характер.

Полотно было закончено 23 апреля 1898 г. и стало одним из последних приобретений П.М. Третьякова в июне 1898 года. Для произведений Васнецова был выделен большой зал на втором этаже Галереи. «Богатыри» помещены на то место, которое они занимают и поныне, став одной из самых значительных и любимых картин в русском искусстве второй половины XIX века.

Использованы материалы сайта Государственной Третьяковской галереи

Картина Василия Пукирева «Неравный брак»

поделиться  
Имя Василия Владимировича Пукирева (1832 – 1890), занимавшегося преимущественно жанровой живописью, неразрывно связано с его самой известной и драматичной картиной – «Неравный брак», написанной в 1862 году. В настоящее время картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Искусствоведы, изучая историю создания картины, разработали три версии того, чем вдохновлялся художник.
Согласно первой версии, друг Пукирева, молодой купец Сергей Варенцов, хотел жениться на Софье Рыбниковой. Однако родители девушки предпочли более успешного и состоятельного мужчину – купца первой гильдии Андрея Карзинкина, который был на 13 лет старше Софьи. Из-за родственных связей сам Варенцов был вынужден присутствовать на венчании в качестве шафера.
Узнав эту историю, Пукирев создал эскиз картины, где изобразил в том числе и своего друга в виде шафера, стоящего с правого края картины. Это повлекло за собой конфликт - Варенцов был возмущён, так как уже собирался жениться на другой девушке. В результате в окончательном варианте живописец вместо друга изобразил себя. Он нахмурился, скрестил руки на груди и отвёл взгляд от происходящего.
Эта версия вполне правдоподобна, так как в первоначальном варианте картины у шафера нет бороды, и сам он больше похож на Варенцова, нежели на Пукирева.

Вторая версия гласит, что картина автобиографична и изображена его несостоявшаяся невеста Прасковья Варенцова. Подтверждением этой версии является то, что 2002 году был обнаружен рисунок другого художника, В. Д. Сухова, где изображена женщина в возрасте. На портрете поясняющая надпись, пролившая свет на личность женщины и характер её связи с Пукиревым: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Третья версия - идею подсказал приятель Пукирева художник Петр Шмельков. Он также является персонажем картины – молодой человек, смотрящий прямо на зрителя и своим взглядом передающий глубокое сочувствие как невесте, так и шаферу.

Образ жениха скорее собирательный и противоречит первой версии создания картины, по которой жениху должно быть около 30 лет. Некоторые искусствоведы считают, что фигура, голова и причёска взяты от разных знакомых художника.

Священник подобострастно склонился перед парой, но выражает явное неодобрение. Церковь осуждала подобные союзы. В 1861 году даже вышел соответствующий Указ Синода.
Трагический образ невесты пробуждает в зрителе сочувствие к истории несбывшегося женского счастья. Белоснежное подвенечное платье озарено алым пламенем церковной свечи – так художник словно кровавым сиянием помечает невинную жертву нравов времени. Только ли жертва нравов? Смотрим дальше…

Есть в зале две очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая (еле заметная) за священником. Вроде бы, ничего необычного. Но почему они в таких же венках, как и у невесты? А на одной даже белое платье. Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже, а точнее на погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не призраки из другого мира. Получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муж уже двоих на тот свет отправил, так что с этой девушкой будет?

«Неравный брак» – полотно, которое значительно повлияло на общество. Как заметил Илья Репин, оно попортило кровь не одному престарелому генералу. А известный историк и публицист Николай Костомаров признался, что взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. Несмотря на своё крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании которого начал там же преподавать, параллельно удачно выполняя частные заказы. После презентации картины дела постепенно пришли в упадок. Новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

Самые дорогие картины русских художников

поделиться  
12 млн. $ (Bonhams, Лондон, 2013)
Николай Рерих «Труды Богоматери»,1931
Центральное полотно в триптихе, включающем картины «Богоматерь Орифламма» и «Богоматерь Защитница». Уменьшенные вариации работы находятся в музеях Нью-Йорка и Риги. Произведение попало на аукцион после пребывания в собрании таинственного ордена розенкрейцеров.
14,5 млн. $ (Christie’s, 2014)
Валентин Серов. «Портрет Марии Цетлиной», 1910
Произведения Серова редко появляются в продаже. Это полотно попало на аукцион при печальных обстоятельствах. Мария Цетлина, которая также была коллекционером, в 1959 году завещала свое собрание израильскому городу Рамат-Ган с тем условием, что новый музей русского искусства будет назван в честь нее и мужа. Хорошего здания у этого музея с годами так и не появилось, и в 2014 году муниципалитет города отдал портрет — самую дорогую картину унаследованной коллекции на аукцион.
14,8 млн. $ (Sotheby’s, 1990)
Марк Шагал «Юбилей», 1923
Картина золотого периода мастера, его любимый сюжет — полет вместе с женой Беллой.
Уроженец Витебской губернии приехал в Петербург учиться живописи с 27 рублями в кармане и стал поистине гражданином мира, сохранив в творчестве любимые витебские мотивы: коврики, занавески, патефон на столе...
16,5 млн. $ (Sotheby’s, 2008)
Алексей Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)», 1910
Соратник Кандинского по берлинскому художественному обществу «Синий всадник» Алексей Явленский, покинувший Россию в 1896 году, считается одним из создателей немецкого экспрессионизма.
На Западе он известен под именем Alexej von Jawlensky.
Сегодня картина находится в нью-йоркской частной коллекции.
17,2 млн. $ (Christies's Нью-Йорк 2014)
Кандинский В.В. «Сцена на пляже», 1909
Картина написана в 1909 году, в том самом важном периоде, когда художник так последовательно и красиво отступал от реальности в сторону абстракции, постепенно заменяя элементы пейзажа и фигуры динамичными цветными пятнами. "Сцена на пляже" могла быть написана под влиянием поездки в Тунис — на это указывает фигура в длинной белой одежде. Впрочем, степень абстракции такова, что сюжет вполне может быть интерпретирован и как былинно-русский, с девушкой у реки.
20 млн. $ (Sotheby’s 1990)
Василий Кандинский. «Фуга», 1914
Почти 17 лет картина «Фуга» держала абсолютный ценовой рекорд для русского искусства. В настоящее время картина пребывает в частной коллекции Эрнста Байелера в Швейцарии.
23 млн. $ (Sotheby’s Нью-Йорк, 2012)
Василий Кандинский. «Эскиз к импровизации №8», 1909
Сумма за эскиз не удивляет, когда речь идет о работе основоположника абстракционизма Василия Кандинского.
Полотно, рассказывающее о жизни Киевской Руси, более полувека находилось в коллекции швейцарского Благотворительного фонда братьев Фолькарт.
23,3 млн. $ (Christie’s, 2016)
Василий Кандинский. «Негнущееся и согнутое», 1935
Картина относится к парижскому периоду творчества Кандинского, когда после переезда из Германии он глобально изменил палитру и добавил в нее нежные оттенки и серые тона. Кандинский писал, что его вдохновила атмосфера Парижа, которая напоминала о дождливых днях на родине, в Москве. Фигура в правой части картины, возможно, изображает сюжет похищения Европы быком-Юпитером. Сторонники этой теории даже опознают в фигуре в самом углу резвящегося морского конька.
28,5 млн. $ (Sotheby’s, 2017)
Марк Шагал «Влюбленные», 1928
Героями «Влюбленных» стали сам Марк Шагал и его горячо любимая жена Белла. Картина была написана в Париже и в том же году была куплена в частную коллекцию, в которой оставалась вплоть до выставления на аукцион.
33,8 млн. $ (Sotheby’s, 2015)
Малевич К.С. «Супрематизм. 18-я конструкция», 1915
Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения.
37,7 млн. $ (Sotheby’s, 2016)
Малевич К.С. «Мистический супрематизм, 1922
Специалисты считают полотно не просто "одним из шедевров" Малевича. Картина изображает черный крест на фоне красного овала. Сотрудники аукционного дома видят в этом дань эпохе и определенный символизм.
"Малевич создал эту работу в начале 1920-х годов, как раз после Октябрьской революции, поэтому полотно неизбежно несет в себе весомый политический и исторический смысл. Изображение отражает всю радикальность художественной философии Малевича"
41,8 млн. $ (Sotheby’s, 2017)
Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями», 1913
Василий Кандинский написал эту абстрактную композицию в 1913 году для выставки в Германии, однако картина там так и не побывала — началась Первая мировая война. После Октябрьской революции 1917 года картина хранилась в фонде Музея живописной культуры на Волхонке, затем в Пензе, позже — в Третьяковской галерее. В 1974 году полотно оказалось у коллекционера Вильгельма Хака — он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма Владимира Ленина.
85,8 млн. $ (Christie’s, 2018)
Казимир Малевич. «Супрематическая композиция», (1916).
60 млн. $ (Sotheby’s, 2008)
Абстракции Малевича попадают в свободную продажу крайне редко и обычно весьма сложными путями. Например, «Супрематическая композиция» отправилась на аукцион прямо из государственного музея. Дело в том, что в 1927 году Малевич, стремительно уезжая из Германии, оставил на хранение архитектору Гуго Герингу много работ, привезенных на выставку. В 1958 году наследники Геринга, веря в железный занавес, продали их в амстердамский музей Стеделик. А в 2008 году потомки Малевича отсудили у музея несколько шедевров, поскольку сделка была незаконной.

Картины художников российского происхождения

Марк Ротко. «Оранжевое, красное, желтое» (1961)
86,88 млн. $ (Christie's, Нью-Йорк 2012)
Маркус Яковлевич Роткович — Маркус Ротковиц — Марк Ротко (1903–1970). Место рождения - Латвийский Двинск, нынешний Даугавпилс, на тот момент часть Российской империи. В 1913 году мальчика увозят в США.
Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.
Художнику принадлежат также картины:
«№ 1 (Королевский красный и голубой)», 1954. Продана за 75,1 млн. $ на аукционе Sotheby's в 2012 году;
«Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом)», 1950. Продана за 72,84 млн. $ на аукционе Sotheby's в 2007 году;
«Без названия», 1952. Продана за 66,2 млн. $ на аукционе Christie's в 2014 году

Хаим Сутин. «Бычья туша» (ок.1923)
28,16 млн. $ (Christie's, Нью-Йорк 2015)
Хаим Сутин (1893/1894–1943) — русский художник мирового значения, один из самых значительных представителей Парижской школы. Это имя долгое время было мало известно на родине. Сутин — уроженец Смиловичей, сейчас уже города, а тогда еврейского местечка в 27 км от Минска. Перебрался в Париж в двадцатилетнем возрасте.
Николя де Сталь «Стадион Парк де Пренс (Большие футболисты)», 1952
22,24 млн. $ (Christie's, Paris 2019)
Никола́ де Сталь - Николай Владимирович Сталь фон Гольштейн (1914 - 1955) - французский живописец русского происхождения. После революции семья была вынуждена в 1919 году эмигрировать в Польшу. После смерти отца и матери в 1922 году. Николай был усыновлен семьёй бельгийских католиков. Вырос в многокультурной, многоязычной среде. Творческий путь художника уместился в пятнадцать лет, при этом от него осталось свыше 1000 работ.
Тамара де Лемпицка. «Портрет Марджори Ферри» (1932)
21,164 млн. $ (Christie's, 2020)
Тамара де Лемпицка (16.05.1898 - 18.03.1980 имя при рождении — Мария Борисовна Гурвич-Гурская) — арт-дива ХХ столетия родилась в Варшаве в еврейской семье. Живопись Лемпицки — парад дорогих платьев, роскошных тел, пухлых губ, томных взглядов и властных поз, галерея образов уверенных в себе, современных и сексуальных женщин. Подобно футуристам она воспевала современный большой город: фоном для многих ее портретов служит урбанистический пейзаж с высотными домами.
Николай Фешин «Маленький ковбой», 1940
10,8 млн. $ (MacDougall's, 2010)
Фешин Николай Иванович (1881-1955). Родился в Казани, Российская империя. Портретист, воспитанный казанским резчиком иконостасов, окончил Академию художеств в мастерской Ильи Репина. В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти.
Работы живописца двух континентов есть в коллекциях более 30 музеев мира.
Марк Ротко. «No.6 (Violet, Green and Red)» (1951)
186 млн. $ (Закрытая продажа, 2014)
В 1951 году, мастер живописи Марк Ротко (Россия - США), в присущем ему стиле цветового поля, создал типичную композицию №6 с фиолетовым, зеленым и красным пространством. Она стала культовой работой автора.
До 2014 г. находилась у Пайкера Х.Б.
В 2014 г. Дмитрий Рыболовлев покупает ее, через своего личного консультанта по искусству Ива Бувье.

Анна Тимирева и советский кинематограф

поделиться  
Анна Васильевна Тимирева родилась 18 июля 1893 года в Кисловодске в семье терских казаков – шестым ребенком в семье. Ее отец Василий Сафонов был учителем музыки, пианистом и дирижером, некоторое время занимал должность директора Московской консерватории. В 1911 году Анна вышла замуж за морского офицера Сергея Николаевича Тимирева. В 1914 году в семье Тимиревых родился сын Владимир.
В 1915 году в Гельсингфорсе, где в звании капитана 1-го ранга служил ее муж, Анна Васильевна впервые встретилась с Александром Васильевичем Колчаком. У обоих были собственные семьи. Анна оставила сына на попечение своих родителей и ради любви к Александру Колчаку развелась с мужем и до января 1920 года фактически была женой адмирала (с ноября 1918 года - Верховного правителя России).
15 января 1920 года Колчак был предан союзниками, арестован и отправлен в иркутскую тюрьму. Адмирал был расстрелян 7 февраля 1920 года.
За связь с Колчаком в мае 1921 года была впервые арестована. 37 лет провела в тюрьмах, лагерях и ссылках с небольшими перерывами жизни на свободе, во время одного из которых в 1922 году вышла замуж за инженера-строителя В.К.Книпера. В одном из лагерей познакомилась с М.Р.Капнист, (известной по роли «графини»-экономки усадьбы в фильме «Бронзовая птица» (1974 г.) с которой дружила до конца своей жизни.
Была реабилитирована в марте 1960 года, с сентября этого же года вышла на пенсию. Ей была установлена персональная пенсия в размере 45 рублей. Жила в Москве.
Работала консультантом по этикету на съёмках фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»(1968 г.), где снялась в эпизодической роли пожилой дамы c лорнетом на первом балу Наташи Ростовой.
В фильме Александра Муратова «Умеете ли вы жить?» (1970 г.) снялась в роли матери директора завода (в титрах Г. Книппер).
В фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 г.) снялась в эпизодической роли дамы из тургруппы, покидающей теплоход.
Анна Тимирева умерла 31 января 1975 года в возрасте 81 года. Была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Кинематографические образы Анны Тимиревой создали российские актрисы Вероника Изотова в сериале «Конь белый» (1993) и Елизавета Боярская в фильме «Адмиралъ» (2008). Пожилую Тимирёву в этом же фильме сыграла советская и украинская актриса Ада Роговцева