Аудио календарь русской культуры

Список статей

► Т.Травник. ЧИСТО ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ► Т.Травник. ДОМ ИГРУШКИ ► Т.Травник. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ► Д.Воронов. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ► Т.Травник. ВОЗ ПИТАНИЯ И НЫНЕ ТАМ ► Т.Травник. ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ, НО ВО ИМЯ ПРЕКРАСНОГО ► Т.Травник. ШВЫ НА ДУШЕ НЕ ЗАРАСТАЮТ ► Т.Травник. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ► Т.Травник. ОТКРЫТЫЙ УРОК. ВСТУПЛЕНИЕ ► Т.Травник. РОЖДЕННЫЕ НА ЗАКЛАНИЕ ГАДЖЕТАМИ ► Т.Травник. ПО ЭТУ СТОРОНУ ХОЛМА

ПЕДАГОГИКА, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ

ЧИСТО ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ

2024
Как писателю, мне не раз приходилось бывать в детских домах и интернатах , выступать перед их обитателями, а вернее сказать, беседовать не только с детьми, но и с работниками этих учреждений. Не так давно я побывал в колонии для несовершеннолетних. Разговор был долгим и очень глубоким. Это совсем другие дети по сравнению с детдомовцами, а тем более с теми, кто живет в семье. Вопросов было много, поднимаемых слушателями — не меньше, и потому эта встреча вылилась в написание мною ряда очерков на предмет воспитания и смыслов воспитания, построенных именно на основе мнений и суждений самих ребят. Возможно, часть из них войдет в мои будущие книги, а пока тезисно изложу несколько рассуждений, появившихся и выращенных в результате этих встреч. Итак, прежде всего разговор шел о совести, о принципах правильности и справедливости. И я постарался донести до ребят следующее: необходимо постоянно испытывать свою совесть, и это должно быть правилом на всю нашу жизнь, а потому:
- Если к вам обратились за помощью – помогите, как можете, но не отказывайте;
- Если у вас появились лишние деньги, а такое бывает, отдайте десятину тем, кто нуждается. Это не просто, потому как надо хорошо подумать о том, кому отдать, и это непростая работа души и ума. И не ждите случая, ибо инициатива здесь приветствуется;
- Если у вас лишний кусок хлеба, то надломите его и угостите ближнего. Вроде пустяк, но большие реки начинаются именно с малых ручьев;
- Если вам нагрубили, старайтесь сразу извиниться. Не давайте скверне поразить более глубокие слои вашего ума и души, а она это умеет делать, причем через рассуждения;
- Если любите животных, то умейте различать любовь к ним и к людям. Последнее всегда важнее, и не прикрывайтесь сентиментальностью и сердобольностью по отношению к нашим меньшим братьям, это всегда ложь, даже если вам так не кажется;
- Всегда стойте на стороне тех, кто в меньшинстве, а не тех, кто всегда прав, если дело касается быта и вашего окружения. Большинство всегда сильнее, а потому кто-то должен быть рядом и с меньшинством. Но при этом не теряйте здравого смысла и не отстаивайте то, что заведомо преступно. Достаточно, чтобы вы отказались от осуждения;
- Помните о родителях, помните о друзьях. Умейте различать, где друг, а где товарищ, приятель, а тем более — просто знакомый. Это поможет вам, если придется оказывать помощь. На всех может не хватить, а потому в приоритете ближние, а не гуманитарные фонды страны;
- Входя в роль обвинителя, имейте при себе и план защиты, чтобы не превратить справедливый суд в судилище;
- Всеми силами не влезайте туда, где есть хотя бы малая доля нечестности, а это игры и лотереи, биржи и разного рода скидки и причуды иного вида. Цена куска хлеба скидок не имеет, ибо она — постоянная, а всё, что скидывается кем-то или вами, это из допущенных надбавок. Так что оставайтесь честными;
- Помните о ваших близких и вспоминайте о них. Загруженность, замотанность и закрученность работой не может быть оправданием тому, что вы пропадаете и не звоните. Не лукавьте, это не так;
- Не думайте, что вы центр земли. Вам никто и ничем не обязан. Лучше быть обязанным самим, по своей доброй воле, конечно. Это всегда можно согласовать с собственной совестью, она всё знает;
- У каждого человека есть то, что ему дорого. Это прежде всего его семья, дети, работа, заслуги и достижения, памятные даты в жизни и другое, так что будьте к этому внимательны, помните об этом и должным образом благодарите его своими напоминаниями.

ДОМ ИГРУШКИ

2023
Принцип учить через игры и забавы никто не отменял и прежде всего в силу его невероятной эффективности. Игра всегда увлекательна, а потому любой материал, входящий в неё, каким бы сухим и непростым он не был, усваивается намного проще, чем через чтение или прослушивание.

Еще учась в школе, а было это в пятом классе, подарили мне родители на день рождения настольную игру с необычным названием «Магнитная викторина». Пришла игра ко мне из легендарного магазина «Дома игрушки». Был такой в Москве, на Кутузовском проспекте, а нам, так, пешком дойти, поскольку жили недалеко на Ростовской набережной.
Принцип игры простой: два поля, где на одном по кругу написаны вопросы, а на другом также по кругу ответы на них. Но самым интересным в этой игре была фигурка маленького робота из пластмассы на магнитной подставке. Робот был с указкой и, вращаясь под действием магнитного поля указывал на правильные ответы. Но сперва вы сами должны были на них ответить, а потом обращались к роботу и он, вращаясь, указывал на правильный ответ. Для детей это просто волшебство! Представляете, скольких ребят, моих друзей, привлекла эта игра! Мы играли почти каждый день, тем более карточек с вопросами было много и все они на разные темы. Были вопросы по истории, географии, геологии, ботанике, зоологии, физике, культуре, а были и на общую эрудицию и даже на сообразительность.
Ну, в общем, изобретение удивительное и искренняя благодарность тем, кто всё это придумал, а главное, что воплотил в жизнь. Учились мы хорошо, в чем, уверен, немалая заслуга и подобных игр. А таких, как «Магнитная викторина» было много, начиная от умных конструкторов, заканчивая разного рода настольными играми на внимание и сообразительность. Компьютеров тогда не было, но принципы развития существовали, которые и легли в основу тех, а теперь и нынешних игр, а это главное. Мы, люди из советского прошлого, впитали данный опыт основательно и на всю жизнь, а потому история это имеет продолжение…

Так вот, мой школьный друг, Дима Воронов, талантливый вэб-программист и экспериментатор, во многом посвятил свою профессиональную деятельность не только созданию просветительских сайтов, но и подобным играм. Разработанные обучающие онлайн игры просты, а потому и эффективны, удобны в использовании, а значит привлекательны для детей разного возраста, а нередко и взрослых. К примеру, я и сам поигрываю в его игры, проверяя свою внимательность, память и знания.
Не так давно в интернете появилась интеллектуальная платформа, созданная Дмитрием «Аудио Календарь Русской культуры», где тоже присутствует игровой сектор. Почему именно аудио? Все просто: именно здесь можно найти аудиопрограммы на культурную тему, эдакий базовый лекторий, что и выделяет этот сайт, делая его почти уникальным в сравнение с другими, а учитывая мастерскую разработку программистов, уж точно.
Возвращаясь к играм, коих на сайте немало, добавлю, что подобная форма восприятия и анализа информации является весьма эффективной, а с моей точки зрения, как психолога, пожалуй, самой эффективной для любого человека, не говоря уже о детях, кому, в большинстве своем, игры и предназначены.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

2023
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В предлагаемой книге автор отвечает на множество вопросов родителей, возникающих в конкретных ситуациях с детьми, когда они не знают, что делать, и на которые они нигде не встречали ответов. В своей психологической практике Терентий Травник проводил мастер-классы для молодой семьи.
Идея этой книги, по замыслу автора, есть продолжение разговора с родителями на различные темы о воспитании детей и благоустроения семейной жизни.

Добро пожаловать в начальную школу для родителей!

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

2023

Развивающие и обучающие игры

Развивающие интеллектуальные игры - игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков, таких как внимательность, ассоциативное и логическое мышление, изобретательность, воображение, креативность, память (в том числе зрительная), мелкая моторика, реакция…
К развивающим играм можно отнести обучающие игры, направленные на расширение кругозора, получение новых знаний или закрепление ранее полученных. В данном случае определения «развивающие» и «обучающие» близки по смыслу. Так как данная статья больше акцентирована на процесс обучения через игры, поэтому в дальнейшем будем чаще использовать термин «обучающие».
Такие игры ориентированы в основном на детей. Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей и позволяют не только дать знания, развить навыки, но и выявить темы, к которым ребенок проявляет наибольший интерес. Тем не менее, многие игры интересны и полезны для взрослых.

Развивающие игры можно подразделить: Современный человек, а тем более молодежь все больше времени проводит за компьютером и в интернете. По данным ВЦИОМ в 42% случаев люди узнают новости из интернета (с информационно-новостных сайтов, соцсетей и блогов). По данным того же источника 39% пользователей используют интернет для образования и саморазвития.
Важным элементом в образовании через интернет являются интеллектуальные онлайн игры. Такие игры позволяют не только с интересом и пользой провести время, пополнить, проверить и оценить свои знания, но и побудить у играющего интерес к более глубокому изучению данной темы. Особенно это важно для детей дошкольного и школьного возраста.

Обучающие игры на сайте «Аудио календарь русской культуры - rus-culture.ru»

Философия сайта - пропаганда русской культуры, в том числе через образовательные онлайн игры. На странице «Игры» сайт «Аудио календарь русской культуры» предлагает онлайн игры, тесты, пазлы и другие задания по теме русской культуры начиная с XVIII века и заканчивая нашим временем. Игры имеют разные степени сложности и рассчитаны как на учащихся различных возрастов, так и на взрослых пользователей.
Филворды о русской культуре
Игра "Филворды о русской культуре"
Игра "Филворды" для детей и взрослых по категориям русской культуры - проза, поэзия, картины, музыка, кино. Для детей упрощенный вариант.
Игра Кто первый?
Игра "Кто первый?"
Игра "Кто первый?" для детей младшего возраста. Бросайте кубик, передвигайтесь по полям, отвечайте на вопросы по произведениям русской культуры.
Волшебная книжная полка
Игра "Волшебная книжная полка"
Игра на литературную тему "Волшебная книжная полка" для детей младшего возраста. Поставить на книжную полку получится только те произведения, автором которых является изображенный на фото русский писатель. Игра направлена на закрепление ассоциации «автор – его произведения»
Картинная галерея
Игра "Гуляем по картинной галерее"
Несложная игра на тему изобразительного искусства "Гуляем по картинной галерее" для детей младшего возраста. Виртуальное посещение галереи с известными картинами русских художников. Требуется определить название картин которые попадаются на пути. Игра направлена на закрепление ассоциации «художник – его картины»
Литературные кубики
Игра "Литературные кубики"
Игра на литературную тему "Литературные кубики" для детей младшего возраста. Переставляя кубики надо составить правильный ответ на вопрос по русской литературе
Картинная галерея
Игра "Картинная галерея"
Игра на тему изобразительного искусства "Картинная галерея" для школьного возраста. Требуется выбрать и развесить на стене галереи три картины, принадлежащие изображенному на фото русскому художнику. Закрепляются ассоциации «художник – его картины»
Литературный звездолет
Игра "Литературный звездолет"
Игра на литературную тему "Литературный звездолет" для детей младших классов школы. Игра-стрелялка по нападающим на ваш корабль космическим пиратам. Но чтобы сделать выстрел, необходимо правильно ответить на вопрос «Какой персонаж присутствует в произведении?» Чем быстрее уничтожается корабль пришельцев, тем больше очков получает играющий. С каждым попаданием скорость игры увеличивается, поэтому игроку надо все быстрее давать правильный ответ. Закрепляются ассоциации «произведение – персонаж произведения»
Культурный паровоз в глубь веков
Игра "Культурный паровоз в глубь веков"
Игра "Культурный паровоз в глубь веков" для всех возрастов. В игре паровоз едет из 21-го века в 18-й. В каждом столетии вас ждет по 4 вопроса на темы по литературе, изобразительному искусству, зодчеству и музыке, относящиеся к этому периоду. Переехать в следующий век, можно только правильно ответив на все 4 вопроса. Знания играющего по каждому столетию оцениваются по 5-и бальной системе.
Угадайте произведение по подсказкам
Игра "Угадайте произведение по подсказкам"
Игра на литературную тему "Угадайте произведение по подсказкам" для всех возрастов. Задача - как можно быстрее угадать литературное произведение из предложенного списка. Даны 7 подсказок, которые надо открывать по очередности. Чем меньше подсказок вы в результате используете, тем больше очков получите.
Пирамида культуры
Игра "Пирамида культуры"
Игра «Пирамида культуры». Непростая игра для всех возрастов. Пирамида состоит из 15 пар карточек "Персонаж - произведение". Если вы подряд кликаете на парные карточки, они удаляются, открывая находящиеся за ними. Сложность игры не только в правильном определении пар карточек. Из-за строения пирамиды, некоторые карточки открыты частично. Поэтому необходимо подключать логику и воображение, чтобы понять, что написано или изображено на карточке.
Угадай музыкальное произведение
Игра "Угадай музыкальное произведение"
Игра на музыкальную тему «Угадай музыкальное произведение» для всех возрастов. Аудио игра. Прослушав фрагмент произведения, надо определить его название и композитора. Закрепляются ассоциации «музыкальное произведение – название - композитор»
Игра на тему кино
Игра на тему кино
Игра на тему кино для всех возрастов. Узнайте, насколько вы знаете русское кино и теле фильмы. Даны фото двух актёров. Из предложенного списка надо выбрать фильмы, где одновременно снимались оба изображенных на фото актёра.
Угадай стихотворение по первой строчке
Игра «Угадай стихотворение по первой строчке»
Игра на тему поэзии «Угадай стихотворение по первой строчке» для всех возрастов. Смысл игры понятен уже из названия. Дано название стихотворения, его автор и 8 вариантов ответов с цитатами из стихотворений.
Собери ряд
Игра «Собери ряд»
Игра на литературную тему "Собери ряд" для школьников старших классов. В игре три колонки. В первой пять русских авторов произведений в прозе, во второй – 5 литературных произведений, в третьей – 5 персонажей из этих произведений. Надо отсортировать блоки в колонках таким образом, чтобы в ряду стояли блоки: Автор – его произведение – персонаж из этого произведения.
Тест на зрительную память
Тест на зрительную память
Профессиональный тест на зрительную память. Здесь вы можете проверить и потренировать свою зрительную память по фигурам, цветам, предметам, словам. Задаются различные уровни сложности.



На сайте есть и другие интересные и полезные игры и задания, не вошедшие в данный перечень. Игровой контент постоянно обновляется.
Следите за новостями сайта!

ВОЗ ПИТАНИЯ И НЫНЕ ТАМ

2018
Излишество – настоящая болезнь современного общества, недуг, поражающий прежде всего юных, когда барьеры ума ещё не выстроены, а здоровье позволяет не заботиться о нём. Но иллюзорное изобилие и следование оному соблазну крайне коварны. Подобное действие равносильно тому, чтобы поливать огород в дождь или же запалить все огни в доме днём, да ещё и в солнечную погоду. И совсем не случайно древние греки ратовали за умеренность и воздержание. И вовсе не просто так всякий человек, стремящийся к развитию, прежде всего следует именно сдержанности. Пифагор, отвечая на вопрос, когда можно себе позволить наслаждение, говорил, что только в том случае, если решил обессилеть. Вседозволенность в юности необратимо изнашивает душу, приводя человека к усталости, скуке, истощенности в его среднем возрасте. Жизнь в неотказности от излишеств подобна наркотическому или алкогольному пристрастию, когда уже в скором времени наступает момент, где всякая естественность видится серостью, а душа ищет все больших впечатлений, не осознавая, что не в силах понести подобную нагрузку. Это и называется истощением. И способы не допустить истощения, физического, нравственного и эмоционального, ищет и знает именно духовная жизнь. А душа, выгоревшая от излишеств, в том числе и от информационных, увядает и восстановлению практически не подлежит. Время, когда подобные яды особенно активны и вредоносны для человека, начинается с его детства, пока Бог не выстроит для него первый естественный барьер-фильтр, послав болезнь тела.
Перед детьми, перед юной душой несут ответственность взрослые, несут своим правильным воспитанием, своей любовью. Родитель, потакающий детскому эгоизму, стремящийся ублажить и выделить среди прочих своё чадо, это ни кто иной, как преступник, растлевающий и умерщвляющий собственного ребенка. Ребёнок всегда послушен, он таким рождён, и об этом природа позаботилась заранее. Там, где дети капризны, шумны, а порой невыносимы, причину нужно искать только в их родителях. Именно они, их родители, сами того не осознавая, как-то раз нажали в собственном ребёнке кнопку, запускающую в нём механизм деградации. Как правило, это происходит в возрасте до 12 лет. Нажатая в этом периоде данная кнопка, пусть это случилось и по неведению, запущенный этим в вашем ребёнке механизм личностной деструктивности и приводит к потерянности, агрессивности, а то и к депрессии в зрелом возрасте из-за невозможности развиваться, а порой и жить. Ненадёжность, безответственность, семейная неуживчивость и безучастность, склонность к обиде, ревности, зависти, тенденция к цинизму, алкоголизм и распущенность, накопительство и безотчётное транжирство, мотовство, азарт, эмоциональная холодность, невнимательность, зломнение и злословие, высокомерие и грубость, неумение быть нужным, приходить на помощь и находить верные слова в утешение родных людей, неспособность делиться с ними заботой, лаской, знаниями, - всё это ни что иное, как плоды того растения, которое взращивается в детстве членами семьи ребенка, прежде всего его родителями.
Часто родители, будучи и сами незрелыми по юности лет, не способны к тому, чтобы благоразумно воспитать ребенка. Тогда эту функцию временно берут на себя бабушки и дедушки. В этом случае им необходимо осознавать: умильно избаловывать собственных внучек и внучат категорически запрещено, как бы вас ни тянуло к этому. Не уродуйте им жизнь постоянным сюсюканьем, которое неизбежно будет перемежаться вашими недовольными воплями! Проявите в себе тихую мудрость, терпение и неспешность, должную строгость и, самое главное, последовательность и неотступность от благоразумия. Воспитание под диктовку собственного настроения и самочувствия просто недопустимо.

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ, НО ВО ИМЯ ПРЕКРАСНОГО

2018
Меньше века достаточно, чтобы государство возвысилось до земного рая, и меньше века потребуется, чтобы оно снизошло в ад. Достаточно массово воспитать грядущее поколение в соответствующем духе.
Меня поражает, насколько мало внимания уделяется именно этому самому воспитанию. То ли не понимают те, кому дано право этим заниматься, то ли слишком хорошо понимают, но по каким-то причинам так не поступают.
Делается многое: и спутники запускаются в космос, и вакцины разрабатываются, и дороги мостятся, и жилье строится, а вот поколение вырастить достойное – задача, видимо, непосильная. А ведь это подсказывает самый обыкновенный здравый смысл. Родители стараются растить детей правильными, а вот общество, по сути состоящее из тех же родителей, почему-то калечит подрастающее поколение. Странный эффект: каждый в отдельности прав, а в сумме получается какая-то ошибка, какая-то ложь. Почему? - спросите вы. Всё дело в том, что так происходит в обществе, лишённом единого понимания самого важного, лишённом пусть одной, но общей гуманитарной цели.
Я абсолютно уверен, что если бы сегодня цель доброделания была бы так же выпестована, как это происходит с целью материального обогащения, Россия давно бы жила на опушке Эдема.
Тяга к материальному благополучию - это очень живучий, легко укореняемый, крайне ядовитый сорняк, нечто вроде ботанического борщевика. Вытравить эту тягу можно только на раннем этапе развития нового поколения, но для этого необходимо, чтобы сложились естественные предпосылки. Они возможны только в одном случае, а именно, когда в обществе накопится критическая масса произведений, созданных разновременными творческими одиночками. Именно наличие в обществе подобного гуманитарного продукта, его вызревание и накопление до известного предела и приводит к естественному появлению волны благостного поколения, а посему дерзания художников оправданы и необходимы.
Доподлинно неизвестно, сколько полотен, мелодий, романов и стихов должно накопиться, дабы возникла эта самая волна милосердия, но то, что без этого ей не быть, остается и по сей день очевидным.

ШВЫ НА ДУШЕ НЕ ЗАРАСТАЮТ

2018
А ведь для ребенка его мама и папа - боги. Многие родители даже не представляют, какое тяжкое преступление они совершают в отношении собственных детей, лишая себя сил и здоровья тем образом жизни, который они ведут. Каждый день они перемалывают душу ребенка своим поведением, приходя домой в пьяном виде, бранясь, наводя страх, падая замертво на кровать и засыпая, так и не раздевшись. Разводясь, а то и умирая молодыми, они окончательно разбивают еще не окрепшую душу своего ребенка, лишая её тепла и надежды. Теперь вы понимаете, откуда берутся те, которые совершают преступления?
Увы, но родители и не представляют, насколько чиста душа их чада, и по своему неведению и невежеству ломают и измарывают её до неузнаваемости. Не общество и не улица уродуют ребёнка, но прежде всего его родители, а улица и общество подламывают окончательно.
Сын не в ответе за отца, но отец-то - в ответе. Вот почему в зачатии детей не должно быть ничего случайного, необдуманного и похотливого. Беременность не может возникнуть случайно, и не случаются просто так дети на стороне, но бывает только одно – гадкое и подлое отношение к новой жизни на фоне неимоверного раздутия собственной значимости со стороны мужчины и оскудения женственности его избранницы. Не смягчайтесь в оценке этого, ибо всё это и есть бездарность.

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ (Беседа с Терентием Травником)

2018
Вопрос: Как вести себя с ребенком, у которого эмоционально-неустойчивая психика? Частые истерики и капризы, которые возникают из-за перевозбуждения или просто из-за плохого настроения, или просто не выспался.
Терентий: Самое верное поведение, это не пытаться его успокоить в момент истерики. Необходимо выждать минуты две-три, а потом просто обнять его нежно и прижать к себе, поглаживая по голове, и шёпотом говоря ему слова любви. Вопрос: Как «поднять» настроение или переключить ребенка, когда он не выспался или рано встал, чтобы пойти в школу? При этом за короткий промежуток времени нужно собраться в школу: умыться, одеться, позавтракать и при этом не «выливать» отрицательные эмоции на маму.
Терентий: Я рекомендую всегда предложить ребенку какую-нибудь эстафету с вами и дать возможность ему выиграть. Например, кто быстрее уберет постель, умоется и сядет за стол завтракать.
Вопрос: Как научиться отдыхать с детьми, если все время занимает работа, а потом надо успеть сделать домашние дела? Терентий: Необходимо выделить четкое время, например, вечером 30-40 минут, или днем и полностью посвятить себя ребенку. Этого вполне достаточно, но это надо делать неотступно и ежедневно.
Вопрос: Как научить ребенка владеть своими эмоциями, когда у него что-то не получается, и он сразу начинает капризничать и истерить?
Терентий: Необходимо владеть собой безотносительно того к чему идет ваша реакция. Владение собой это искусство.
Вопрос: Как в этой «гонке за временем» сохранить внутреннее спокойствие и не потерять связь с сыном?
Терентий: Стоит составить для себя распорядок, выставить правильно приоритеты и стараться следовать намеченному плану, ежедневно упражняясь в этом.
Вопрос: В каком возрасте необходимо осведомить ребенка о «половом воспитании»?
Терентий: Для мальчика не раньше 14 лет.
Вопрос: Как научить ребенка 9-ти лет правильно распределять время, чтобы он сам это делал, а не по указам мамы) в течение дня, когда за день нужно успеть и уроки сделать, и маме помочь, и музыкой позаниматься и оставить свободное время для личных дел? Терентий: Помочь превратить его дела в интересную и увлекательную игру. Правильно разъяснить ему правила этой игры.
Вопрос: Как «сгладить» конфликты между ребенком и родителем, если у ребенка просто плохое настроение, и все отрицательные эмоции он направляет на родителей?
Терентий: Иногда стоит наказать. Лучшее наказание для ребенка, это лишить его ненадолго общения с вами.
Вопрос: Как воспитать в сыне мужские черты – мужественность, смелость, решительность, ответственность, галантность и даже, я бы сказала, «рыцарство» в жизни, при условии, что мама воспитывает сына одна с рождения?
Терентий: Чаще просить его помочь вам и благодарить за помощь. Давать ему возможность принимать самостоятельные решения, спрашивать совета и мнения.
Вопрос: Как воспитать сына и при этом сохранить в нем его «стержень» и не сломать его своим женским давлением и подчинением, при условии, что воспитываю сына одна с рождения? А хочется дать правильное направление в жизни.
Терентий: Позвольте ему действовать самостоятельно. Разбирайте вместе с ним его недочёты, ошибки и никогда не унижайте его достоинство, но разумно взыскивайте за оплошности.
Вопрос: Как научить сына не занимать все пространство своим «я» и дать возможность маме быть какое-то время в своем «пространстве» и своих делах, не переключая внимание на сына?
Терентий: Волевым требованием к нему - просьбой дать возможность вам побыть наедине с неоднократными повторами об этом. Здесь необходимо усердие.
Вопрос: Как объяснить ребенку, когда у него истерика и капризы , чтобы он успокоился и понял, что поступил неправильно? Терентий: Все объяснения могут быть только после истерики. Необходимы его внимание и сосредоточенность. Это надо начать делать как можно раньше, дабы не упустить время.

ОТКРЫТЫЙ УРОК. ВСТУПЛЕНИЕ.

2018
Потерять поколение - это слишком опасно, дорогие мои юные друзья! Это все равно, что потерять звено в цепи, зубчик в шестеренке. Цепь без звена разорвется. Механизм остановится. Слава Богу, что Россия еще ни разу не теряла поколение, как бы не трубили знатоки о потерянном демографическом звене. Просто когда совсем худо, то все тяжести ложатся на ответственное меньшинство, и оно вытягивает страну из могилы. Меньшинство - это не потерянное поколение, это меньшинство.
Но то, что мы все время безрассудно экспериментируем в этих сферах, это факт! Удивляет, насколько мудра и крепка природа, которая до сих пор сохраняет жизнь на планете. Все, что на сегодня нужно, так это образование, образование и еще раз образование. Но польза от него будет лишь в том случае, если в математике, физике, химии, истории, биологии, литературе будут сохраняться и продолжать прививаться понятия долга и чести, добра и любви. В этом и есть смысл всей социальной деятельности в России.
Мы умудряемся следить за урожаем хлеба, но не следим за урожаем юных жителей. Удивительно, как последний еще вырастает и что-то делает в этой жизни.
Как бы оно не складывалось, но никогда нельзя забывать о том, что от того какой будет выращенная обществом юность, в конечном счете зависит не только урожай хлеба, но и сама жизнь. В победителях будет всегда только то государство, в котором постоянно делается ставка на молодежь, а ставка - это всегда вклад основных денег, многих сил и большой любви.
* * *
Обвинять в чем-либо государство так же глупо, как и обвинять медицину в том, что у тебя болит голова или ухо. Не государство виновато и не чиновники, а люди, причем не все, а конкретные; и медицина не виновата, а только ты сам. Вместо того, чтобы сетовать на то, что раньше жизнь была лучше и что молодежь сейчас не та, лучше признаться в том, что нынешнее положение вещей есть результат прошлых, но собственных нежеланий и недеяний. Просто недосмотрели, недовоспитали и недолюбили наших детей. Эта волна когда-то пришла и к нам, а мы ее продолжили. Продолжат, увы, и наши дети, ибо научены и воспитаны именно так.
Это не фатально, но вместо того, чтобы искать ответ на вопрос «что делать?», люди с каким-то остервенением ищут виноватых и, самое печальное, находят, обвиняют, судят и наказывают. Но при этом ничто особо и не меняется, и в том нет ничего удивительного, ибо меняться и не должно. А все потому, что надо не наказывать, а прощать. Предвижу, сколько будет возмущения от сказанного мною, но на вопрос «что делать?» ответ тоже давно существует. И ответ этот очень прост: не искать виноватых, а брать на себя ответственность и прощать.

РОЖДЕННЫЕ НА ЗАКЛАНИЕ ГАДЖЕТАМИ

2018
Сейчас много говорят об искусственном интеллекте, о его сверхвозможностях в будущем. Мне кажется, что это было и остается сугубо популистской риторикой. Не стоит обманываться и соблазняться, и если человечеству и суждено развитие, то оно в скором времени, наоборот, откажется от стремления к тому, чтобы отождествлять себя с виртуальным миром. Это и будет прямым доказательством его развития. Компьютерный мир должен быть правильно осознан человеком, и этот мир не нужно наделять никакими сверхвозможностями . Любое пристрастие к подобным фантазиям, увы, есть показатель инволюции. Нет никакой нужды в создании человекоподобных роботов. Это пустая трата и сил, и средств. Если эта нужда мотивируется только улучшением качества жизни, то достаточно заняться разработкой принципов нравственно-этической жизнедеятельности самих людей и воспитывать на этих принципах детей. Но даже и в этом нет особой необходимости, ибо все подобные принципы уже давно существуют. Нагорная проповедь Христа - один из ярких примеров тому.
Нет смысла и в том, чтобы возражать тем ученым, которые утверждают, что роботизация освободит человечество для дальнейшего самосовершенствования. Отчасти это и так. Но подобное положение вещей подразумевает наличие высочайшего уровня нравственности и осознанности самого человечества. При его отсутствии достижение такового и должно стать отправной точкой в деле автоматизации цивилизованного общества. В противном случае всякая гонка интеллекта есть путь с билетом в один конец, и других вариантов здесь нет.

ПО ЭТУ СТОРОНУ ХОЛМА

2018
Каждое поколение негласно отчитывается перед последующим своими достижениями в культуре. Да-да, именно в культуре, а не в науке или спорте, а уж тем более не в политике. Только культура несет в себе семена душевности, духовности и интеллектуальности, и от их качества зависит жизненная сила поколения-продолжателя. Уходя, советская эпоха оставила в наследство великую литературу, великую живопись, великие кино и театр. Говоря об этом, невозможно не вспомнить фильмы «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя», «Собачье сердце», романы Георгия Маркова, Валентина Распутина, Анатолия Иванова, пьесы Александра Вампилова, музыку Альфреда Шнитке и Георгия Свиридова, поэзию шестидесятников и многое другое. Культура спасла советское общество от окончательной депрессии, передав в будущее семена жизнеспособного бытия. Не могу сказать, что особенности «перестройки» слишком отличались от доперестроечного времени: они во многом оставались прежними, а если в чем-то и менялись, то далеко не всегда в лучшую сторону. До сих пор нынешняя Россия живет на тех семенах, которые передала ей советская эпоха.
Обнищание современной культуры тревожит. Увы, но поколение, рожденное в семидесятые годы, оказалось малоспособным к культурным посевам. Основная причина заключается в том, что ему просто не хватило времени встать на ноги. Оно было заражено и все отведенное ему время, пыталось адаптироваться к колоссальному недугу, вызванному чуждой ему ментальностью, в данном случае западной. У него попросту не было сил проникнуть в глубину бытия и укорениться, а потому налицо и слабые культурные всходы, часто личные, не охватывающие стратегические понятия и просторы жизни. В чем-то это поколение можно сравнить с молодежью двадцатых и тридцатых годов прошлого века, принявших НЭП за единственную идею, позабыв об ограниченности лет человеческой юности.. У современного героя, как и у постреволюционеров, в уставе жизни заложена иллюзорная идеология свободы, но, в отличие от последних, еще и опирающаяся на потребность личного обогащения. Именно этим и объясняется чахлость нынешней культуры, когда сериалы выдаются за кино, а кино, если оно вообще есть, нашпиговано надломленностью личностной субкультуры. Если нынешнее поколение не взрастит достойные семена культуры, то рожденные в девяностые и в начале двухтысячных могут стать очередным потерянным поколением в России, а это разрыв, требующий лечения методами социально-политической хирургии. В подобных случаях обстоятельства обычно складываются таким образом, что для излечения возникает необходимость сплочения нации перед какой-либо неотвратимой угрозой. Вторая мировая война в свое время консолидировала советское общество не только перед внешней угрозой, но и, самое главное, перед угрозой того, что поколение 20-х могло оказаться потерянным, к чему так упорно вела советскую Россию сталинская реакция.
Сейчас трудно сказать, что сможет послужить для нынешнего поколения детонатором к росту его осознанности, но время очень скоро это покажет. Покажет, какое очередное испытание пошлет Господь российскому народу во имя его же исцеления, его будущей жизни?
Общее социальное напряжение в мире растет, что при факторе роста личностной отчужденности серьезно усугубляет проблему. Очень хочется верить, что подобная регрессивная тенденция приведет нынешнее поколение именно к осознанному выбору в сторону забытых нравственных истин, кои и станут основой духовного роста россиян. Ждать остается совсем недолго.