Поиск
Период
Сетка
Сортировка
Поиск
Сетка
Сортировка
30
Кандинский В.В. Картина с белыми линиями 1913 г.

Частное собрание

Василий Кандинский написал эту абстрактную композицию в 1913 году для выставки в Германии, однако картина там так и не побывала — началась Первая мировая война. После Октябрьской революции картина хранилась в фонде Музея живописной культуры на Волхонке, затем в Пензе, позже — в Третьяковской галерее. В 1974 году полотно оказалось у коллекционера Вильгельма Хака — он выменял работу Кандинского у советского правительства на письма В.И.Ленина. В 2017 году на аукционе Sotheby’s картина была продана за 41,8 млн.$.
29
Крамской И.Н. Христос в пустыне 1872 г.

Третьяковская галерея

Сюжет картины взят из Нового Завета – искушение Христа в пустыне, куда он удалился на 40 дней после крещения. Христос Крамского выглядит не владыкой, а страждущим, мятущимся, сомневающимся человеком. Крамской хотел показать момент нравственного выбора. Внешнего действия как такового в картине нет, его заменили внутренние переживания героя. По сути, сюжет картины – сама жизнь духа.
28
Федотов П.А. Свежий кавалер 1846 г.

Третьяковская галерея

Картина Павла Федотова «Свежий кавалер» во многих отношениях стала первой. Во-первых, это первое в истории России полотно сатирического бытового жанра. Во-вторых, это первая в истории России картина, запрещённая цензурой. Это был закон жанровой живописи середины позапрошлого столетия: от художника требовалось нарисовать не просто бытовую сценку, но целую зашифрованную историю, которую зритель должен был узнать, опираясь на разбросанные по полотну мелкие делали и подсказки.
27
Верещагин В.В. Апофеоз войны 1871 г.

Третьяковская галерея

Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
26
Врубель М.А. Демон сидящий 1890 г.

Третьяковская галерея

В 1890 году, после многих попыток подступиться к образу Демона в предшествующие годы, Врубель создал шедевр национальной живописи — холст «Демон (сидящий)». Фигуру героя отличает мощная лепка. Демон юн, полон сил, но грусть одиночества светится в его глазах, сковывает могучее тело. Под стать молодому великану заросли фантастических цветов на фоне безбрежной Вселенной.
25
Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею 1890 г.

Третьяковская галерея

В основе сюжета картины лежит религиозное предание о том, что отрок Варфоломей долго не мог овладеть книжной грамотой. Встреча с таинственным старцем открывает ему дар премудрости. Главная задача, которая пластически реализуется художником в этой картине, – соединение реальности происходящего с чудесностью видения.
24
Пименов Ю.И. Новая Москва 1937 г.

Третьяковская галерея

«Новая Москва», наиболее известная и любимая зрителем работа Юрия Пименова. Была создана летом 1937 года для Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма». К этому времени художник определился с самыми важными для его искусства темами: жизнь Москвы, которую он знал и любил с ранних лет, меняющаяся современность, всегда подсказывающая новые сюжеты. Очень скоро картина была причислена к классическим произведениям советского искусства.
23
Пукирев В.В. Неравный брак 1862 г.

Третьяковская галерея

Шедевр среди картин, на которых изображена трагедия замужества по расчету. В те времена это было очень распространенной бедой для молодых девушек, которые мечтали выйти за любимого человека. Боль, грусть и беспрекословное смирение делают эту картину такой выдающейся среди жанровых произведений.
22
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина 1827 г.

Третьяковская галерея

Портрет А.С.Пушкина, созданный Кипренским после возвращения поэта из михайловской ссылки, по праву относят к шедеврам русской живописи. Этот портрет считается одним из лучших прижизненных изображений поэта. Особенное очарование и привлекательность ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. К тому же, мастер считается лучшим русским портретистом того времени, с невероятным мастерством воспроизводившим не только мельчайшие детали, но и умело передававшим душевные переживания персонажа.
21
Левитан И.И. Над вечным покоем 1894 г.

Третьяковская галерея

Когда-то Федор Достоевский сказал: «Страданием своим русский народ как бы наслаждается». Картина Левитана — четкое тому подтверждение, никто не мог передать ту самую печаль и тоску людей, природы или времени года лучше, чем этот великий художник. Осень на его картине стала популярна как раз из-за того, насколько явственно в ней ощущается что-то грустное, но при этом совершенно неизбежное, поэтому и приходится лишь ждать и наслаждаться этим.
20
Серебрякова З.Е. За туалетом. Автопортрет. 1909 г.

Третьяковская галерея

Автобиографический портрет знаменитой художницы вроде не содержит в себе чего-то особенного. Простые линии, четкая фигура и простое действие — расчесывание волос, однако, из-за теплоты, той самой простоты и солнечности всей картины, она завораживает любого, кто на нее посмотрит.
19
Шагал М.З. Над городом. 1918 г.

Третьяковская галерея

Известность этой картине придал необычный стиль, который показывает быстротечность событий Октябрьской революции. На фоне других произведений на тему этого события, «Над городом» сильно выделялось, так как не показывала четко на какой стороне автор. Картина олицетворяла лишь чувства, как художника, так и многих людей из простого русского народа.
18
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Государственный Русский музей. С-Петербург

Сюжет работы описывает страшное бедствие, настигшее жителей Помпеи в 79 году нашей эры — извержение вулкана. Брюллов написал одну из лучших версий этого события. В глазах людей застыл безумный страх, который уже медленно превращается в обреченность.Популярность картины объясняется великолепным мастерством художника, детализацией и проникновенностью чувств и эмоций людей, которые уже через мгновение будут погребены под волнами лавы.
17
Петров-Водкин К.С. Купание красного коня. 1912 г.

Третьяковская галерея

Во многих шедеврах русской живопись находился отклик на остросоциальные или политические события. Эта работа Петрова-Водкина не стала исключением. Она символизирует подъем страны после Октябрьской революции. Художник, в отличие от своих коллег, посчитал те события чем-то хорошим и позитивным, отобразив это на своей картине.
16
Левитан И.И. Март. 1895 г.

Третьяковская галерея

«Март» называют одним из самых значительных пейзажей русского импрессионизма. Все цвета здесь насыщены светом, контраст желтых и голубых оттенков звучит звонко и радостно. Золотые рефлексы от желтой стены согревают даже холодные краски, рождают ощущение ликования. Искусствоведы отмечают интересное композиционное решение: симметричные стволы берёз образуют своего рода кулисы, за которыми открываются пожухшие за зиму деревья соснового бора. Особенно мастерски написан снег под лучами весеннего солнца. Известно, что Левитан во время работы над «Мартом» прибегал к сравнительно новому техническому изобретению – фотографии: он проверял соотношения светотени по фотоснимкам.
15
Брюллов К.П. Всадница. 1832 г.

Третьяковская галерея

Благодаря правильной расстановке моделей и окружающего их пространства «Всадница» считается идеалом портретов того времени. А яркие и насыщенные краски и трепетная детализация делают ее еще более запоминающейся. После Брюллова многие стали писать подобные работы, но сделать лучше, известнее и качественнее не выходило.
14
Малевич К.С. Чёрный квадрат. 1915 г.

Третьяковская галерея

Каждый слышал об этом спорном произведении. Кто-то считает его шедевром, а кто-то чем-то очень странным. Однако любые противоречия порождают популярность, поэтому «Черный квадрат» стал одной из самых знаменитых картин всей русской живописи. Искусствоведы же на этот счет уверенны — это шедевр, поскольку такой подход идет в разрез со всем, что принято считать картинами.
13
Серов В.А. Девочка с персиками. 1887 г.

Третьяковская галерея

Удивительно, но на момент написания произведения художника раскритиковали. Это случилось из-за слишком смелых идей, к которым мир русской культуры был еще не готов. Сейчас же знаменитая розовощекая девочка с персиком в руке один из символов классической отечественной живописи. Все это благодаря уникальной миловидной внешности натурщицы, которую так искусно перенес Серов на холст. Также, работа наполнена светом и мягкими тонами, придающие портрету еще большей нежности и легкости.
12
Куинджи А.И. Лунная ночь над Днепром. 1880 г.

Государственный Русский музей. С-Петербург

Когда Куинджи написал эту картину, он понял — получился шедевр. Впрочем, на то Куинджи и рассчитывал — он много времени провёл за особым подбором красок, в них добавлял люминесцирующие вещества — для XIX века это было невиданное новшество. Для своей картины Куинджи организовал специальную выставку, посетители входили в полутёмный зал и замерли в удивлении — казалось невозможно передать подобное свечение луны и удивительной красоты лунную дорожку, они словно бы видели Днепр в живую, так, как если бы сами оказались на берегу. Подобного эффекта присутствия не добивался ни один художник.
11
Перов В.Г. Охотники на привале. 1871 г.

Государственный Русский музей. С-Петербург

Забавная и радостная картина, демонстрирующая отдых людей после хорошей охоты. Перов чудесно написал простых людей, которые рассказывают о своих подвигах. Каждый персонаж на полотне живой и яркий, эмоции естественные и настолько хорошо изображенные, что даже зритель на мгновение может представить себя рядом с этими людьми.
10
Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г.

Третьяковская галерея

Официальное признание всемирным шедевром объясняется абсолютным эстетизмом, воплощенным в силуэте этой женщины. В народе же ее, не зная всех тонкостей искусства, полюбили просто за то, что она очень изящна и приятна глазу своими нежными светлыми красками.
9
Саврасов А.К. Грачи прилетели. 1871 г.

Третьяковская галерея

Искусствоведы считают написание этой картины одним из важных этапов в живописи русских пейзажей. Именно здесь так ярко, но при этом нежно, передан дух весны, ее характер. Все, что у зрителя может ассоциироваться с этим прекрасным временем года, присутствует на полотне. До Саврасова, мало кто мог похвастаться способностью, настолько идеально передать настроение через пейзаж.
8
Крамской И.Н. Неизвестная. 1883 г.

Третьяковская галерея

Русская «Джоконда» — так называют эту картину многие разбирающиеся люди. Изюминкой работы стала тайна, которая, кажется, стоит за этой симпатичной девушкой. Ее гордый стан и надменный взгляд очаровывают и удивляют, а легкая улыбка добавляет волнительных ноток этому шедевру русской портретной живописи.
7
Иванов A.A. Явление Христа народу. 1857 г.

Третьяковская галерея

Известные живописцы жанровых картин за сюжетом часто обращались к религиозным историям. Многие русские люди были глубоко верующими, поэтому с любовью и трепетом относились к таким работам. Картина «Явление Христа народу» была так хорошо воспринята из-за нестандартной передачи библейского сюжета — через реакцию людей. Также, немалую роль сыграло выбранное художником событие, так как именно в тот момент решалась судьба всего человечества
6
Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1887 г.

Третьяковская галерея

Художник писал жанровую живопись, как бы отвечая на вопрос: «Как выглядит русский человек?» На этой картине он изобразил богатую женщину, которая собой олицетворяет всю подобную часть населения России того времени. Яркий образ, прекрасное исполнение и интересная личность главной героини делают картину одной из лучших и узнаваемых в своем жанре.
5
Шишкин И.И. Утро в сосновом бору. 1889 г.

Третьяковская галерея

Полотно известного русского художника стало настоящим символом страны. Изображение получило такую популярность в народе из-за приятного и понятного каждому пейзажа. Любовь, с которой был выполнен каждый мазок, прекрасно чувствуется. Шишкин действительно был фанатом своей родной природы, отчего и смог так насыщенно отобразить ее с помощью красок, холста и кистей.
4
Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1873 г.

Государственный Русский музей. С-Петербург

Русские люди долгое время находились в крепостничестве и сильно страдали из-за этого. Порой труд, который приходилось им выполнять, был непосильным. Репин на своем полотне изобразил знакомую многим ситуацию, когда людей использовали как безликую рабочую силу. Именно из-за страшного и пугающего своей жестокостью сюжета это произведение и получило такой отклик.
3
Репин И.Е. Иван Грозный и сын его Иван. 1885 г.

Третьяковская галерея

Картина принадлежит к числу самых известных картин Ильи Ефимовича Репина. Более чем за столетие с момента создания это произведение великого мастера, захватывающее экспрессией и накалом чувств, нисколько не утратило популярности у зрителей и интереса исследователей. Жестокая драма разыгралась на глазах зрителей. Они оказывались свидетелями страшного события — отец в припадке гнева бросил в сына Иоанна жезл и убил его, убил наследника русского трона, продолжателя династии. Отчаяние отца, его испуг, надежда вернуть умирающего сына к жизни, остановить кровь, льющуюся из раны, предельное физическое и психологическое напряжение и — в контрасте с экстатическим состоянием Грозного — бессильно спадающее на ковры тело царевича — эта сцена целиком схватывается первым же взглядом.
2
Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850 г.

Государственный Русский музей. С-Петербург

Самая известная картина великого мариниста. Широкую известность она получила благодаря безупречному контрасту. Сильные, страшные волны, нависшие над моряками, противопоставляются легкому и чарующему восходу солнца, который будто бы дает слабую, но такую необходимую надежду. Смесь разрушительной и при том милосердной природы и дает этому полотно такое влияние над зрителем.
1
Васнецов В.М. Богатыри. 1898 г.

Третьяковская галерея

Картины художника стали настоящим олицетворением сказок и былин, которые так полюбились народу. «Богатыри» — это сильное духом произведение, которое нашло свою популярность, благодаря образам смелых, храбрых, могучих и непобедимых воинов, которые защищали родину всеми силами.